Самая несмешная история из мира русского юмора.
24 мая 2021 журналист Илья Красильщик пошутил в твиттере о том, как абсурдно работают ограничения на полёты из России. Пост быстро стал мемом, который растащили разные помойные паблики. И это была бы обычная история, если бы через некоторое время его слово в слово пересказал на своём концерте маэстро Евгений Ваганыч Петросян.
мир-21: из россии нельзя в грузию, только через стамбул. и в киев нельзя. только через стамбул и минск. но теперь нельзя в стамбул. а в минск можно, но из минска нельзя никуда. еще нам нельзя над украиной, а всем теперь над беларусью. можно, наверное, через ригу, но в ригу нельзя
— красильщик (@ikrasil) May 24, 2021
Это не просто похожая шутка, она повторяется слово в слово. Варианта ровно два: либо ситуация настолько однозначная, что у многих сходятся мысли на этот счёт, либо Петросян (или его авторы) собирают материал из смешных картинок.
Отметился не только Петросян, но и другой ас юмора – Гарик «Бульдог» Харламов. Только он ничего не присваивал, а просто запостил картинку с тем же текстом в свой легендарный инстаграм. Судя по всему, Гарик взял её прямо из паблика МХК. Проблема в том, что Илья Красильщик не захотел отпускать шутку в свободное плавание и пришёл подтверждать авторство.
По мотивам этой истории он написал ещё серию твитов – похоже, Красильщику важно, чтобы признавали его заслуги. Но почему это вообще произошло? У нас есть настоящая инфобомба для Ильи Красильщика: к сожалению, у мемов не бывает авторов.
Да, кто-то нарисовал и первую версию лягушонка Пепе, и перевёл мем Big Floppa как «Большой Шлёпа», и даже придумал анекдот про медведя в горящей машине. Но большинство никогда не узнает их имена. Даже не поинтересуется. Когда фраза становится мемом, она немедленно переходит в общее пользование. Касается всего, кроме материала из каких-то произведений, или произнесённого со сцены.
Лучшее, что мог сделать Илья Красильщик – обрадоваться, что с ним согласно так много людей, в том числе настолько известных. А Евгений Петросян на самом деле не украл шутку у Ильи, а взял её из интернета, что для комика любого статуса и возраста гораздо хуже. Шутка прозвучала в материале Петросяна по двум причинам:
1. Она идеально ему подходит. Аудитория понимает, а тут ещё и тема современная;
2. Ваганыч наверняка ничего не знает об Илье Красильщике. А если он и увидел шутку в интернете, то скорее решил, что это народное творчество, а значит ничьё.
Главное, что мы узнали из этой истории – тот факт, что современный Петросян настолько современный, что берёт материал из шутеек «ВКонтакте» и «Одноклассников». Но если вы действительно хотите защитить свой авторский юмор от чужих рук, то вам (особенно если вас зовут Илья Красильщик) следует задуматься над одной важной вещью. Если Евгений Петросян или паблик МХК могут украсть вашу шутку, то это больше говорит не о них, а о качестве юмора.